Ребенку 1 год. Развитие ребенка и кризис возраста в 1 год.

Ребенку 1 год

Каждый этап развития и взросления человека от рождения и чуть ли не до старости сопровождают возрастные кризисы, у каждого из которых есть свои причины и следствия. Кризис первого года жизни имеет особое значение в становлении личности.

В первые 18 месяцев жизни ребенок получает большой объем информации и впечатлений. Чтобы смягчить нагрузку на неокрепшую психику и дать выход накопившимся впечатлениям, организм проявляет ответную реакцию на пережитый стресс.

Ребенку 1 год. Развитие ребенка и кризис возраста в 1 год

Причины возникновения кризиса одного года

Жизнь младенца насыщена разнообразными событиями, поскольку сопровождается быстрым взрослением, овладением многочисленными навыками, приобретением элементарных умственных способностей. Физическое развитие организма протекает в ускоренном темпе.

На первый взгляд может показаться, что все эти факторы должны вызывать восторг и неописуемое счастье, однако их избыток на фоне возникновения еще большего количества проблем, связанных с преодолением сложных ситуаций, вызывает ответную реакцию.

Кризис одного года возникает по следующим причинам:

  1. В течение первого года жизни ребенок учится понимать окружающих, исполнять простые задания и просьбы взрослых.
  2. Ребенок поднимается из горизонтального положения в вертикальное, овладевает навыками ползания и ходьбы.
  3. Дети, делающие первые шаги, начинают ощущать свою независимость и обретают возможность выполнения самостоятельных действий.
  4. Непонимание взрослых и неумение объяснить свои желания вызывает бурную реакцию у ребенка.
  5. У ребенка возникает потребность в изучении окружающего мира и свойств различных предметов, поэтому запреты и ограничения действий со стороны родителей сопровождаются гневными протестами, иногда даже истериками.

Ощущение взрослости, самостоятельности, постоянный поиск и экспериментирование приводят к ежедневным открытиям, революционным переворотам в сознании ребенка.

Понимание своей значимости вызывает желание самоутвердиться. Убежденность в важности приобретенных навыков побуждает к их совершенствованию.

Какими бы положительными ни были причины, кризис повышает уязвимость детской психики, поэтому важно своевременно определить его возникновение и грамотно отреагировать, чтобы предотвратить негативные последствия.

Признаки кризиса одного года

Каждый ребенок имеет свой индивидуальный набор психологических качеств, от которых непосредственно зависит реакция на переходный возраст. Признаки кризиса одного года порой бывают самыми необычными: одни дети отказываются от любимого купания, другие — постоянно норовят сбежать из поля зрения взрослых, влезть в опасные места, которые находятся под строгим запретом. Некоторые дети в период кризиса выражают свои протесты драками, кусанием, истериками.

К общим признакам кризиса одного года относятся следующие:

  • капризность;
  • плаксивость;
  • агрессивность;
  • непослушание;
  • протесты;
  • настойчивые требования;
  • перепады настроения;
  • ухудшение аппетита;
  • тяжелое засыпание;
  • беспокойный сон.

Как преодолеть кризис одного года?

Изменения в поведении ребенка должны насторожить родителей. В случае выявления признаков кризиса одного года необходимо предпринять шаги, настоятельно рекомендуемые педагогами, психологами и педиатрами.

В первую очередь нужно обеспечить максимальную безопасность ребенка. Прочно закрепить всю мебель и элементы интерьера, убрать опасные предметы, ограничить доступ к электроприборам, розеткам, медикаментам, химическим бытовым средствам.

Далее следует обеспечить максимально возможную свободу в пределах квартиры или двора, исключив излишнюю опеку и необоснованные запреты. Пусть ребенок на своем опыте убедится в негативных последствиях гуляния по лужам, быстрой ходьбы или бега, пролитого чая, разбросанных игрушек и прочих неприятностей.

При этом нельзя оставлять чадо один на один с его маленькими бедами — надежный тыл должен быть обеспечен вне зависимости от хорошего или плохого поведения.

Изобретательность и использование элементов игры поможет сгладить острые углы родительской реакции на негативные последствия кризиса первого года.

Шутки, прибаутки, переориентация внимания ребенка на другой вид деятельности, любимый мультфильм или предпочитаемые пункты распорядка дня помогут предотвратить истерику и нервозность.

Предоставление возможности выбора при резком отрицании той или иной одежды, посуды, способов купания, времени отхода ко сну или прогулок поставит в тупик капризного ребенка и предотвратит резкий протест.

Психологи предлагают использовать ряд мероприятий, направленных на смягчение последствий преодоления кризиса одного года:

  1. Частые и продолжительные прогулки на свежем воздухе.
  2. Разнообразное и полноценное питание ребенка.
  3. Практика самостоятельного принятия пищи.
  4. Занятия с ребенком рисованием, лепкой, раскрашиванием.
  5. Интеллектуальные игры — пазлы, мозаика, кинетический песок, кубики.
  6. Привлечение к домашним делам, к которым ребенок проявляет повышенный интерес, — просеивание муки, раскатывание теста, нарезка мягких продуктов (сосисок, ягод и фруктов), но только безопасным пластиковым ножом.
  7. Шведская стенка, батут, велосипед или самокат могут быть использованы еще до первого самостоятельного шага, сделанного ребенком.

Двигательная активность вместе со старшими родственниками — ключевой момент в преодолении высокой ступеньки между младенчеством и младшим дошкольным возрастом.

Чтобы отвлечь ребенка от неприятных проявлений кризиса, необходимо регулярно проводить коллективные подвижные игры, вовлекать его в занятия физкультурой, практиковать бег наперегонки — можно на четвереньках. Личный пример родственников повысит мотивацию, поэтому помощь старших детей будет кстати.

Постоянная занятость старшего поколения всегда понятна, однако она не снимает ответственности с родителей и прародителей за внимательное отношение к потребностям и интересам годовалого человека. Взрослым людям часто кажется, что их проблемы намного сложнее и важнее детских.

Следует уяснить, что одно лишь наличие большого количества игрушек не заменит живое общение и не решит всех проблем ребенка, поскольку зачастую он просто не знает, что можно сделать с тем или иным, даже самым ярким и большим предметом. Навыкам игры нужно настойчиво и терпеливо учить.

Чего нельзя делать в период протекания кризиса одного года?

В период кризиса первого года родители должны соблюдать ряд запретов, но не в отношении ребенка, а по отношению к самим себе. Эти запреты сводятся к мягкому, бережному воспитанию подрастающего поколения. Ни в коем случае нельзя силовым методом навязывать ребенку свою волю.

Нужно ненавязчиво подводить его к самостоятельному совершению правильного выбора. Иногда бывает довольно трудно переориентировать желания ребенка, но нужно стараться делать это незаметно для него.

Следующее табу относится к повышению голоса. Чем чаще кричат родители, тем громче выражают протест дети. Тихое спокойное общение провоцирует оппонента на понижение голоса.

Можно даже провести своеобразный эксперимент — с самого утра, с момента пробуждения ребенка, разговаривать в его присутствии исключительно шепотом. Результат превзойдет ожидания — вчерашний буян будет вести себя намного спокойнее и тише.

То же касается наказаний. Годовалый ребенок очень болезненно реагирует на недовольство взрослых. Поставленный в угол ребенок быстро обижается, и некоторое время может помнить обиду. Он утрачивает ощущение защищенности, перестает видеть в родителях помощников.

Ребенок, движимый стремлением сделать что-либо своими руками, слыша слова похвалы и поощрения, с большей легкостью преодолеет сложный период жизни.

Не рекомендуется оставлять без внимания истерики, истошные вопли и прочие проявления капризности под предлогом, что ребенок накричится и успокоится.

Такое отношение к аффективному поведению может спровоцировать ухудшение самооценки, неуверенность в себе, страх остаться без родительской любви, стать нелюбимым и ненужным другим людям. Высокая степень терпения, ласка, такт помогут преодолеть чувство отчужденности.

Заключение

Некоторые родители называют потаканием попытки успокоить ребенка, переключить его внимание с причины недовольства на другой объект.

Они боятся пойти на поводу у младенца, поэтому начинают практиковать властное, грубое воспитание, которое характеризуется резким пресечением попыток куда-нибудь влезть, что-либо рассыпать, разбить или порвать.

Такая практика может привести к негативным последствиям: упрямец может озлобиться, и с еще большей агрессивностью реагировать на жесткость взрослых.

Ребенок с более слабым характером рискует замкнуться, потерять веру в себя, что в дальнейшем приведет к страданиям от непонимания и одиночества.

Понравилась статья? Оставьте комментарий и поделитесь ссылкой на статью в соц. сетях и с друзьями.
Подпишитесь на новые статьи. Будет ещё много новых интересных тем.

Понравилась статья? Поделись!

Нет комментариев

Добавить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение